Большой-маленький разработчик

«Маленький» разработчик – «большой» разработчик: кто лучше?

Универсальный солдат?

Покупая готовый программный продукт для своего бизнеса, мы надеемся получить универсальную разработку. Но часто  «коробочное» ПО не учитывает особенности отдельно взятой компании или целой отрасли (особенно, если сама отрасль появилась недавно). И вот здесь встает вопрос о поиске разработчика. При выборе разработчика чаще всего пользуются логикой «чем крупнее, тем лучше» (больше гарантий, быстрее).

Но все не так просто. Размер компании сам по себе не гарантирует качества работ. Размер говорит только о том, с каким количеством клиентов она может работать одновременно.

Особенности национального менеджмента

Качество работы зависит от организации взаимодействия внутри команды и заинтересованности членов команды в самом проекте.

Негибкая организационная система, которая губит большинство творческих порывов – это слабое место большинства крупных компаний. Есть, конечно, исключения, но негибкость – это общая тенденция. В большинстве российских компаний она усугубляется особой системой менеджмента, уходящей корнями во времена СССР и КПСС. Логика этой системы была впитана многими руководителями и владельцами бизнеса еще в детстве. И управлять по-другому они просто не умеют.

Основные особенности «национальной» системы менеджмента:

  • Стремление к контролю над мельчайшими деталями процесса («менеджмент» на ручнике).
  • Сложная система согласования. Чтобы согласовать план и график проекта или сдать проект руководству приходится буквально воевать с начальниками подразделений. И опять – объяснять все на пальцах.
  • Низкий уровень доверия руководства к собственным специалистам и менеджерам среднего звена. Результат – от управления проектом могут быть отстранены настоящие специалисты, а на их место поставлены сотрудники, лояльные «линии партии» (просто потому, что так спокойнее).
  • Неумение делегировать полномочия. За счет неправильного распределения функций внутри команды, часть участников проекта работает на износ, другая – слоняется по офису, не зная, чем заняться. Первые быстро выгорают, вторые теряют мотивацию.
  • Запутанная бюрократическая система. Необходимость заполнять кучу отчетов и присутствовать на совещаниях может существенно затормозить ход работ и лишить команду мотивации.

Конечно, есть и счастливые исключения. Но в крупных компаниях действительно сложно организовать эффективную творческую работу. Ежедневная рутина очень быстро гасит огонек в глазах нового сотрудника, и он превращается в доброго робота.

Плюшки и огонек в глазах

Чаще всего крупные компании мотивируют «добрых роботов» финансово. Но, на деле, финансовая мотивация становится золотой цепочкой для сотрудника. Понимая, что он достиг профессионального потолка, специалист рано или поздно уйдет, и никакие кресла начальника и золотые горы его не удержат.

В небольших компаниях возможностей для финансовой мотивации гораздо меньше. Поэтому проблема комфортных отношений внутри команды выходит на первый план, а главной ценностью компании становится как раз способность ее сотрудников рождать новые идеи. При правильно выстроенной работе такие команды могут успешно справляться со сложными проектами, и при этом укладываться в сроки.

Обсуждение проекта за чаем с плюшками, согласитесь, намного приятнее, чем унылые многочасовые совещания. В таких условиях намного сложнее стать «добрым роботом».

Да и существование самой компании зависит от количества огоньков в глазах сотрудников. Как только они тухнут и количество «добрых роботов» переваливает за половину, компания начинает тонуть – быстро и необратимо. Хорошо раскрученный бренд ее не спасет, потому что его просто нет. Есть широкая известность в узких кругах и возможность поставлять штучный «товар», разработанный непосредственно под задачи клиента.

Отношения разработчик-клиент

Менеджер проекта, или аккаунт-менеджер, который работает с вами в крупной компании, скорее всего, занят еще на 4-5 похожих проектах. Не каждый в такой ситуации сможет эффективно поддерживать обратную связь с каждым своим клиентом. Трезво оценив свои силы, менеджер, скорее всего, приведет отношения с клиентами к общему знаменателю: негатива нет – значит все в порядке.

В небольшой компании вы будете общаться с руководством, которое напрямую заинтересовано в том, чтобы сделать качественный продукт.  Основная маркетинговая стратегия для таких компаний – это довольные клиенты, трубящие в «сарафанное радио» какие они замечательные разработчики. Репутационные риски у малых компаний гораздо выше, чем у крупных, и по карману бьют гораздо сильнее. Поэтому, скорее всего, небольшая команда разработчиков позаботится о том, чтобы сделать «все в лучшем виде».

Думайте сами, решайте сами

В конечном итоге выбор разработчика – это дело сугубо индивидуальное. Все зависит от масштабов проекта и задач, которые вы ставите перед исполнителем. Крупные компании, как правило, предпочитают ездить по накатанным рельсам и не экспериментировать. Небольшие команды разработчиков – напротив, с бόльшим энтузиазмом берутся за нестандартные задачи. Просто потому, что им это интересно.